Страница обновлена 28.06.2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "ТЕРЕМОК"

Страница обновлена 28.06.2023
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "ТЕРЕМОК"

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника

Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"(Зарегистрирован 29.07.2022 № 10-12647)

Годовой план мероприятий МБДОУ «Теремок» в рамках «2023 – Год педагога и наставника»

Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога будут направлены на повышение престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала. 
Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей и молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задачи наставничества:
 – обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
-  приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения. Объединять вокруг традиций ДОУ.
 

Исторический аспект наставничества

В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышения их квалификации ведутся дискуссии на конференциях и круглых столах. 
Проследим развитие понятия «наставничество» в истории образования. Отметим, что наставничество в истории педагогики явление не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада и забвения.  
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына легендарного царя Одиссея и Пенелопы, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.
Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Древнегреческий философ Сократ главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении, подводивший ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов.
В русском литературном языке XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель». В 1813 году согласно постановлению Министерства народного просвещения вводилась должность надзирателя, наставника в учебных заведениях. В обязанности входило неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности»
В различных формах наставничество было распространено и в СССР в 30х годах XX века. Главной задачей наставничества было воспитание молодежной смены, доверялось людям с высоким профессионализмом и богатым жизненным опытом.  Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились слеты, лучших наставников поощряли и награждали. 
В наше время Целью наставничества в детском саду является- создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
Поскольку наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.


В 2023 году родители дошкольников и школьников всех регионов России могут выразить свою благодарность и признание одному или нескольким педагогам, руководителям, образовательной организации (коллективу педагогов), просто разместив свою признательность и информацию о достойных признания педагогах, руководителях, образовательных организациях на одноименном Всероссийском педагогическом портале почета проекта «Родительское признание 2023».
Информация о педагогах, обладателях почетного статуса «Родительское признание», размещается на Всероссийском портале педагогического почета ежегодно, начиная с 2018 года.
Важная отличительная особенность проекта «Родительское признание» состоит в том, что кандидатуру педагога на Всероссийский портал педагогического почета предлагают родители детей.
Согласно Положению, единственным и достаточным условием для размещения кандидатуры педагога на Портале почета проекта «Родительское признание» являются искренняя родительская благодарность и искренняя признательность педагогу за его вклад в развитие, воспитание ребенка (группы детей).
Согласно Положению, от родителей, предлагающих кандидатуру педагога на Портал почета, не требуется доказывать заслуги педагога, не требуется представлять никакие документы, подтверждающими заслуги педагога.
Согласно Положению, выражение признательности любому достойному педагогу – это право любого родителя, для реализации этого права родителям не требуется никаких документальных подтверждений ни от родителей, ни от педагога.
Педагог, которому признательны родители любого ребенка за повседневную работу и повседневный кропотливый вклад в ребенка и семью, может не иметь ни объемного портфолио, ни большого стажа работы, ни государственных наград.
Выражение родительского признания или благодарности и предложение кандидатуры педагога для размещения на Всероссийском портале почета осуществляются одновременно через единую электронную форму на официальном сайте Проекта «Родительское признание 2023».
Добавление кандидатуры педагога на Всероссийский портал педагогического почета может быть как личной инициативой любого из родителей, так и решением группы родителей, родительского комитета класса/группы.
После добавления информации о педагоге на Портал почета на имя педагога оформляется Диплом и Свидетельство номинанта.
Диплом и Свидетельство, а также информация о размещении кандидатуры педагога на Портале почета направляется на электронный адрес организации (лица, представившего педагога).

 Разрешительные государственные документы Организаторов Всероссийской профессионально-общественной инициативы «Родительское признание» можно посмотреть здесь.

 Разместить благодарность любому педагогу родители могут в разделе «Благодарности» здесь.

 Разместить кандидатуру любого педагога на Портале почета «Родительское признание 2023» родители могут в разделе «Номинанты» здесь.